Домодедовская СОШ №6

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №6

г.о.Домодедово 

  Московской области

 

Информация    Документы   Учителям      Ученикам     Родителям    Достижения   Выпускники 

 

Глава 2

Матушка Фамарь

Глава 2

Матушка Фамарь

                                                                                                                              «…не напрасно

Прохожу я путь земной!»

Из стихотворения

 матушки Фамарь.

Княжна Тамара Александровна Марджанова (матушка Фамарь),

родилась в конце шестидесятых годов XIX века. Она происходила из богатой грузинской семьи, получила очень хорошее воспитание и образование. Отец Тамары Александровны умер, когда она была еще ребенком, мать умерла, когда ей было девятнадцать лет. И девушка осталась на попечении родственников.

У Тамары Александровны были большие музыкальные способности, хороший голос; она готовилась к поступлению в Петербургскую консерваторию.  

Но судьба ее изменилась и приняла совершенно другой оборот. Тамара Александровна немедленно и твердо решила отдать свою жизнь Богу, сделаться монахиней. Все ее родственники и знакомые были против этого.

            В конце концов, видя, что родные не хотят отпустить ее, княжна Тамара потихоньку ушла из дому и уехала в монастырь. Её отыскали, но игуменьи Ювеналии удалось уговорить родственников, чтобы они, наконец, предоставили Тамаре Александровне идти тем путем, который она избрала.

 Так стала она жить под непосредственным руководством игуменьи Ювеналии, к которой очень привязалась. Через четырнадцать лет была пострижена в рясофор, а к двадцати восьми и в мантию тоже с именем Ювеналии.

 В 1902 году игуменья   Ювеналия-старшая была переведена в Москву и назначена настоятельницей Рождественского монастыря, а  Ювеналия - младшая, т.е. Тамара Александровна Марджанова,  Экзархом Грузии была назначена игуменьей Бодбийского  монастыря. Она очень любила свой Бодбийский монастырь, позднее с особой любовью вспоминала о нем. Но ей самой недолго пришлось оставаться в нем игуменьей.

            В 1905 году революционно настроенные горцы часто нападали на мирных грузин-

1

крестьян, не останавливал их и монашеский сан – однажды на экипаж, в котором ехала матушка со своей невесткой и двумя детьми напали несколько человек, они стреляли из револьверов. Карету всю изрешетило, стёкла вдребезги, лошади убиты, более 60-ти пуль подобрали! А остались живы!

 Крестьяне обращались за помощью в Бодбийский монастырь, и матушка всех обиженных брала под свою защиту, помогала им, а иногда оказывала приют в стенах монастыря. А ведь бывало и так, что сам монастырь часто нуждался в материальных средствах – ни денег, ни провизии, а в долг не давали. «Скорбные,  идём в храм, молимся,… Стоим и плачем.… Вдруг приходит помощь – повестка на 200 рублей…Деньги оказались от отца  Иоанна Крондштадтского» (из воспоминаний епископа Арсения Жадановского). А через некоторое время матушка Фамарь сумела и

3

поблагодарить своего благодетеля, лично навестив о.Иоанна в Петербурге и получив от него благословение. Именно тогда он предрёк молодой моняхине схиму.

            Но не только отец Иоанн Кронштадтский увидел в будущей матушке подвижницу. Многие высокие духовные лица того времени, такие как митрополиты Флавиан Киевский и Галицкий(Городецкий), Арсений (Жадановский), Макарий Московский, старцы – игумен Герман, иеромонах Анатолий, Алексий и другие ценили её за серьёзность, деловитость, строго церковное православное направление и безукоризненную монашескую жизнь.

Митрополит

Арсений                     

Жадановский

     

Отец                             

Иоанн

Кронштатский 

              

Митрополит

   Флавиан                              

(Городецкий) 

               

Отец                                        

Алексий

Мечёв

 

 

 

 

Преподобный

Серафим

Соровский

            

Преподобный

Арсений

Оптинский

 

 

 

 

 

 

 

 

Архиепископ Алексий (Опоцкий) экзарх Грузии

 

   

 

       Но главным покровителем и, так сказать, идеалом жизни схиигумении Фамари стал преподобный Серафим Саровский, частица мощей которого есть и в нашем соборе Всех святых в земле Российской просиявших (какая удивительная связь!).

            В Сарове, точнее, в Серафимо-Понетаевском монастыре, когда она молилась перед  иконой Божией Матери Знамения,  получила как бы повеление от Божьей Матери. Это чудесное внушение повторялось несколько раз, и матушка поняла, что Божья Матерь не хочет, чтобы она кончила жизнь в уединении, а поручает ей создать новый скит не только для себя, но и других. Она решила посоветоваться с опытным духовником и поехала в Зосимову пустынь к затворнику о.Алексию, который, выслушав матушку, решительно сказал ей, что она не должна уходить на покой для уединенной молитвы, а должна и даже обязана устроить новый скит, что к этому ее призывает сама Матерь Божья.

Еще несколько раз матушка ездила за советом к о.Алексию Зосимовскому, который радостно поддерживал ее в создании нового скита. Помогали ей духовно и другие подвижники земли Русской.

             С советом и благословлением старцев - о.Алексия Зосимовского, о.Анатолия Оптинского и о.Товии, наместника Троице-Сергиевой Лавры,- окончательно было решено создание нового Серефимо-Знаменского скита.

27 июля 1910 года состоялось закладка скита на уже измеренном и распланированном участке около старинного села Битягово. Скит строился с июля 1910 года по сентябрь 1912 года. Освящение скита состоялось 29 сентября 1912 года митрополитом Владимиром Московским, который относился к матушке и ее новому скиту с большим и горячим чувством.

 В 1931 году матушка была арестована вместе с несколькими сестрами и батюшкой. В Бутырской тюрьме с нею вместе была ее верная послушница. В камере, где находилась матушка, были разнородные заключенные – и политические, и уголовные. Матушку очень уважали, у неё было самое лучшее место, «всё устланное и завешанное белым». Когда она получала посылочки, то никто не был обделён. Все удивлялись, откуда у неё столько сил?  Вот она стоит всю ночь на молитве, а утром радостная и весёлая, да ещё подбадривает остальных! Помогала всем, чем только могла.

Мария Михайловна Веселовская, урождённая княжна Голицына, ставшая доктором геолого-минералогических наук, очень хорошо знавшая матушку, вспоминает: «Огромно было влияние ее на разнородные элементы камеры: интеллигенцию разных оттенков,

заполнявших тогда тюрьмы троцкисток и прочих оппозиционерок, евреек, проституток.

Одна «женщина легкого поведения» начала было демонстрировать какую-то похабщину, но матушка сказала ей: «Друг мой, зачем ты так делаешь, я не буду любить тебя», и так при этом посмотрела, что та на все время прекратила свои демонстрации. Другие также не позволяли себе неприличных выходок».

  

 После приговора матушку сослали в Сибирь, за двести верст от Иркутска. «В ссылке матушку очень полюбили ее хозяева.

К ней особенно хорошо относился четырнадцатилетний сын хозяина Ванюша. Ему приходилось ездить километров за двадцать по тайге, и он очень боялся волков. Матушка научила его ехать и кричать на весь лес: «Господи, помилуй!» Парень приехал на следующий день.

 - Ну что кричал?- спрашивает матушка.

 - Кричал.

- И не боялся?

 -Не боялся, теперь всегда так буду делать» (из воспоминания Марии Веселовской, написанного осенью 1942 года в поезде во время поездок в Дмитров за картошкой).

            Матушка давно болела легкими. В ссылке ее здоровье ухудшилось,

ей было трудно и плохо.

            Как она вынесла тюрьму и три года ссылки при своих больных ногах,

с уже обнаружившимся туберкулезом?! Ей помогала ее вера, сила воли и

ромная выдержка. 

            Ссылка матушки кончилась в 1934 году, весной. Она вернулась

и поселилась в маленьком домике в дачном поселке около станции

Пионерская Белорусской железной дороги. Она была уже очень больна. В

ссылке  у нее появились признаки туберкулеза горла, болезнь

постепенно забирала силы.  

            Скончалась матушка 23 июня 1936 года. Отпевал ее на дому

владыка Арсений (Жадановский). Похоронили матушку Фамарь в Москве,

на Введенских горах, неподалеку от могилы о.Алексия Мечева.

 Могила матушки и теперь цела и в полном порядке. На могиле стоит белый деревянный крест, в который вделаны две иконы – Знамения Божией Матери и преподобного Серафима. На нижней перекладине, по благословлению владыки Арсения, сделана надпись: «Веруяй в Мя имать живот вечный».

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»